Комплекс виртуальной нейрокогнитивной и физической арт-реабилитации «ViART»
Войдите в учётную запись, чтобы мы могли сообщить вам об ответе
Универсальная платформа, на которой разработан комплекс, позволяет успешно использовать его в образовательных учреждениях не только для глубокого развития творческого потенциала, высших психических функций и функциональных возможностей, повышения концентрации внимания и способности к обучению, но также для коррекции психологических, эмоциональных и поведенческих особенностей.
Инновационные, творческие, познавательные и легко управляемые программы созданы на основе художественного опыта экспертов в области изобразительных искусств с использованием шедевров ведущих музеев, и реализованы на одном из последних поколений VR-шлема. В виртуальном пространстве пользователь, погруженный в особую реальность художника, самостоятельно создает произведения искусства.
Сферы применения комплекса ViART
- Нейрокогнитивная реабилитация
- Физическая реабилитация
- Образование и эстетическое развитие
Нейрокогнитивная реабилитация
Высокая эффективность применения методов арт-терапии в нейрокогнитивной реабилитации позволяет использовать программу ViART на всех этапах восстановительного лечения в случаях нейропсихологических, неврологических, психиатрических расстройств, связанных с нарушениями центральной нервной системы вследствие физических или психологических травм, инсультов, других врожденных или приобретенных патологий, способствуя росту когнитивного резерва мозга. На начальных этапах — это стабилизация и адаптация пациента, на последующих — глубокое развитие визуального восприятия окружающего мира, невербальной памяти, способности к целенаправленной деятельности, речи, управлению собственным вниманием, тренировка различных видов продуктивного мышления, а также преодоление депрессивных состояний, формирование и поддержка коммуникативных способностей, что особенно ценно в ситуациях с расстройствами аутического спектра.
Краткий перечень показаний для применения в нейрокогнитивной реабилитации:
- Патологии центральной нервной системы и органов чувств с двигательными, координаторными и когнитивными нарушениями на 2 и 3 этапах реабилитации
- Когнитивный дефицит, нейропсихологические, неврологические, психиатрические патологии
- Реабилитация после черепно-мозговых травм, инсультов
- Деменция, рассеянный склероз, шизофрения, маниакально-депрессивный психоз, болезнь Паркинсона
- Неврозы, расстройства личности, различные психосоматические нарушения
- Острые и хронические психические травмы, постстрессовые расстройства
- Социально-психологические нарушения, трудности в социальной адаптации
- Поведенческие расстройства, расстройства аутического спектра, ДЦП
- Затруднения в способности внимания, памяти, речи,восприятия, мышления и т. д.
Физическая реабилитация
Если оценивать программу виртуальной арт-реабилитации ViART в разрезе физической реабилитации, то основная цель, как и в случае любых восстановительных упражнений, — это многократное повторение специально разработанных движений: выбор объектов для натюрморта или пейзажа, построение композиции, определение цветовой гаммы, и, как вознаграждение, — возможность поделиться созданным шедевром в социальных сетях. Высокий уровень мотивации пациента к проведению реабилитационных мероприятий с использованием комплекса обеспечивается полным погружением в мир изобразительного искусства, разнообразием задач, ставящихся перед ним, и получаемых результатов в виде собственных картин в стиле великих художников, что позволяет сохранять высокий уровень вовлеченности в процесс даже при многократном прохождении проектов комплекса конкретным пациентом.
Краткий перечень показаний для применения в физической реабилитации:
- Патологии периферической нервной системы и опорно-двигательного аппарата с двигательными и координаторными нарушениями на 2 и 3 этапах реабилитации
- Восстановление ОДА после инсультов/инфарктов
- Период восстановления после травм, включая травмы головного и спинного мозга
- Состояния после эндопротезирования и других видов хирургического лечения
- Заболевания сердечно-сосудистой системы организма
- Заболевания органов дыхания
- Заболевания внутренних органов и систем вне обострений в состоянии компенсации, ремиссии
- Гемипарезы, монопарезы верхних конечностей, артрозы
- Улучшение мелкой и крупной моторики у детей и взрослых
- Улучшение качества жизни пациентов, в том числе пациентов пожилого возраста
Образование и эстетическое развитие
Возможность использования комплекса ViART в образовательных программах дает уникальный инструмент педагогам для развития интеллекта, творческих способностей, пространственного мышления, расширения кругозора, повышения уровня концентрации, а также способности к самостоятельному обучению у детей. Необычная, яркая, красочная реальность, в которую погружается ребенок, дает значительный толчок к повышению когнитивного потенциала мозга, а также позитивного психоэмоционального фона. Программа будет незаменимым помощником преподавателю при проведении уроков изобразительного искусства и рисования.
Значительный положительный эффект достигается при применении программы педагогами-психологами и дефектологами при проведении занятий с детьми, нуждающимися в коррекции или нормализации психоэмоционального состояния, имеющими трудности в социальной адаптации, либо имеющими определенные особенности развития, расстройства аутического спектра, ДЦП.
Особенное значение приобретает применение ViART в центрах эстетического развития: маленькие пользователи могут не только освоить некоторые техники изобразительного искусства и познакомиться с работами знаменитых художников в виртуальном пространстве, но и окунуться в атмосферу мастерских, в которых рождались великие полотна. Ребята могут прочувствовать все тонкости творческого процесса, видеть глазами выдающихся живописцев, но при этом создавать свои собственные шедевры, проникаясь их стилем и манерой исполнения. Это виртуальное погружение в искусство является незабываемым опытом и вдохновляющим фактором к творчеству, определению собственного художественного направления и выбору профессии.
Краткий перечень направлений для применения в образовании:
- Развитие и восстановление высших психических функций и функциональных возможностей, таких как память, внимание, мышление
- Развитие творческих способностей, пространственного мышления, воображения, фантазии
- Повышение уровня концентрации, способности к самостоятельному обучению
- Эстетическое развитие, расширение кругозора
- Нормализация психоэмоционального состояния
- Предупреждение усугубления когнитивного дефицита и развития вторичных патологических процессов
- Социальная реабилитация: социально-психологические нарушения, трудности в социальной адаптации
- Формирование и поддержка коммуникативных способностей
- Развитие способности концентрации на чувствах, эмоциях
- Формирование и развитие сенсорных эталонов, накопление и расширение сенсорного опыта
- Поведенческие расстройства
- Расстройства аутического спектра, ДЦП
Учреждения, рекомендованные для использования комплекса ViART
- Образовательные учреждения:
центры подготовки к школе, средние образовательные школы, специализированные школы с углубленным изучением изобразительных искусств, художественные училища, колледжи, художественные ВУЗы, кабинеты психолога в высших учебных учреждениях
- Центры дополнительного образования, в том числе и частные детские сады, школы и т.д.
- Центры эстетического развития (в том числе, художественные школы, частные и муниципальные)
- Кабинеты психолога, дефектолога государственные и частные
- Реабилитационные центры, отделения: государственные и частные реабилитационные центры, учреждения социальной и медицинской реабилитации, амбулаторная и стационарная реабилитация
- Телереабилитация (дистанционная реабилитация), в том числе включая дистанционные занятия педагогов, психологов и дефектологов
Виртуальные проекты нейрокогнитивной и физической арт-реабилитации ViART
Виртуальная арт-терапия происходит в тщательно воссозданных мастерских художников, либо переносит пользователя на натуру, с которой писались мировые шедевры. Каждый проект не просто демонстрирует то, как создавались картины, но и вовлекает зрителя в процесс написания полотен. Надевая VR-шлем, участник виртуального мастер-класса постигает пластический метод, логику построения произведения, его образный строй через погружение в особую реальность художника.
Пользователь может составить собственный натюрморт, пейзаж или портрет в стиле великих русских художников из предложенных объектов, выстроить композицию, подобрать колорит. Нейронные сети, обученные на произведениях из коллекции Третьяковской галереи, будут в реальном времени обрабатывать создаваемые посетителями композиции. При этом управление является простым для людей любого уровня подготовки, не важно, провели вы в VR множество часов или только прикоснулись к этой технологии. Результатом творчества можно будет поделиться в социальных сетях.
Проект «Гончарова»
Создание собственного неповторимого натюрморта в стиле великой русской художницы Наталии Гончаровой.
Надев VR-шлем, пользователь оказывается в тщательно воссозданной в виртуальном пространстве мастерской великой художницы-авангардистки Натальи Гончаровой, вклад которой в русское искусство сложно переоценить, ее картины считаются настоящими шедеврами, наследием русской культуры. Обстановка мастерской воссоздана до мельчайших подробностей, единственная вольность создателей этого необычного программного комплекса состоит в добавлении столиков, в реальности у художницы практически отсутствовала мебель.
Перед пользователем предстает залитое теплым, рассяенным светом помещение, наполненное полотнами, набросками, заготовками, тут же стоит мольберт и подготовленные композиции для натюрморов. На одном из столиков расположены предметы, которые чаще всего художница изображала на своих полотнах, второй столик — место для творчества самого пользователся.
Слушая увлекательный рассказ о творчестве и биографии Натальи Гончаровой, можно не только рассматривать картины, проникаясь атмосферой ее творчества, но и стать полноценным художником. Полное погружение в реальность дает возможность получить особое эстетическое удовольствие: можно переставить статуэтку или вазу из подготовленной композиции, чтобы составить свой, неповторимый натюрморт, поменять местами фрукты, взять кисть и начать создавать свой собственный шедевр, используя стиль и методы мастера. А нейронные сети, отвечающие за последние штрихи на виртуальной картине начинающего автора, добавят колорита и цветности, тем самым передавая незабываемое ощущение эффекта живописи.
Проект «Малевич»
Возможность побывать в творческой мастерской художника, погружение в мир великого супрематизма.
Погружение в реальность всемирно известного авангардиста, родоначальника радикального направления в абстрактном искусстве XX века, Казимира Малевича происходит через мастерскую художника в формате VR-портала, вводящего в пространство его картин. Пользователь получает исключительный шанс пережить «выход» в супрематический космос, надевая VR-шлем и взаимодействуя с потрясающей, необычайно реалистичной, но, в то же время, фантастической стихией, воссозданной на основе творчества Малевича.
Художник, совершивший революционный переворот в живописи в начале прошлого века, поможет пользователю совершить творческую трансформацию и путешествие в невообразимый мир абстракционизма посредством программы. Этот проект не просто демонстрирует процесс написания полотен, но вовлекает в него зрителя, делая из него полноценного творца.
Создать супрематический шедевр в этой виртуальной реальности довольно просто: достаточно бросить предмет, например ботинок, на холст, что превратит его отпечаток в овал, квадрат или прямоугольник. Разумеется, сам Малевич не швырялся предметами, просто этот прием наглядно демонстрирует принцип выхода за границы пространства картины. Получившиеся фигуры и линии можно изменять, варьируя цвет, форму и масштаб, а затем войти внутрь самого произведения искусства, созданного пользователем.
Проект «Шишкин»
Пользователь может провести свое утро в сосновом лесу и пообщаться с виртуальными мишками, создав собственный шедевр.
Пользователь попадает в удивительный мир картин известного русского пейзажиста Шишкина Ивана Ивановича. Он оказывается в Третьяковской галерее, где может тщательно рассмотреть катины художника и послушать увлекательный рассказ о его творчестве. Однако пользователь — не просто сторонний наблюдатель. Он сам превращает галерею в сказочный пейзаж Шишкина И.И. «Утро в сосновом бору», в котором художнику удалось запечатлеть конкретный момент, передать свет, цвет и настроение утра, гармонию животного и растительного мира. В определенный момент перед пользователем появляется шар , который можно поднять и бросить. То место, где остановится шар, расцветает яркими красками: появляются трава, деревья, цветы. Галерея оживает, превращаясь в лес, в котором творил живописец, появляются милые медвежата, которым можно приветливо помахать рукой. Человек становится не просто наблюдателем, а со-творцом, создавая и раскрашивая пейзаж, переживая гамму эмоций. А самое главное — эффект полного погружения, присутствия в лесу: пользователь может даже коснуться травы, при этом джойстик «отреагирует» вибрацией, и, кажется, почувствовать ароматы листвы и веток.
Базовые противопоказания к применению технологий виртуальной реальности в нейрореабилитации:
- Ограничение по возрасту: от 8 лет
- Висцеральная патология в стадии декомпенсации
- Неспособность длительно (более 30 мин.) находиться в вертикальном положении вследствие патологических вегетативных реакций (ортостатическая гипотензия, тахи-, брадикардия, аритмия и др.), эпиприпадки и др. пароксизмальные нарушения сознания
- Эндогенные психические расстройства
- Декомпенсированные хронические заболевания
- Выраженная мышечная спастичность (более
3-х баллов) или значительный ее рост после занятий. - Приступы стенокардии покоя или ишемия миокарда в покое на ЭКГ
- Синусовая брадикардия (реже 50 в мин.) и тахикардия (более 90 в мин.)
- Неконтролируемая артериальная гипертензия (АД сист. более 180, АД диаст. более 100)
- Выраженные когнитивно-речевые нарушения
- Индивидуальная непереносимость/головокружения
Приведенные данные носят информационный характер. Функции и характеристики не ограничиваются перечисленными. Производитель оставляет за собой право вносить изменения без дополнительного уведомления.
Сообщения не найдены